Мошенской муниципальный округ Новгородской области
Официальный сайт Мошенского муниципального округа Новгородской области

Выплата заработной платы в конверте влечет ущемление прав работников

Выплата зарплаты в конвертах - один из наиболее популярных способов уклонения работодателей (налоговых агентов) от уплаты НДФЛ и страховых взносов. В этом случае официально работнику выплачивается только часть дохода.

Выплата заработной платы в конверте влечет ущемление прав работников

Выплата зарплаты в конвертах - один из наиболее популярных способов уклонения работодателей (налоговых агентов) от уплаты НДФЛ и страховых взносов. В этом случае официально работнику выплачивается только часть дохода.

Работник, получающий «серую» зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги и взносы, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата «серой» зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. Поэтому работодатель может прекратить выплаты в любой момент.

На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение. В частности, могут возникнуть проблемы с оплатой отпуска, компенсацией за неиспользованный отпуск при увольнении работника, с оплатой листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком), с оплатой выходного пособия при увольнении работника. Отчисления страховых взносов также производятся на основании «белой» части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника.

Работник, получающий «на бумаге» небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если «серая» часть его зарплаты гораздо больше «белой».

Также работник теряет при получении «серой» зарплаты:

- гарантии на получение в полном объеме заработной платы в соответствии с количеством и качеством выполненной работы;

- право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном трудовым законодательством;

-выплаты в полном объеме по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- размер положенных гарантий и компенсаций, а также соответствующих выплат, которые производятся исходя из среднего месячного заработка, в том числе: при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при совмещении работы с обучением, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при переводе на нижеоплачиваемую работу, в связи с профессиональным заболеванием и др.

Налоги с зарплат работников уплачивает работодатель (ст. 226 Налогового кодекса РФ). В тоже время, если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов. Ответственность физического лица за указанное деяние установлена ст. 122 Налогового кодекса РФ и ст. 198 Уголовного кодекса РФ.

Если работник столкнулся с проблемой выплаты «серой» заработной платы, он может направить обращение в электронном виде в Федеральную службу по труду и занятости (Главная страница официального сайта/ Общественные приемные/ Обращения граждан). Можно оставить сообщение на сайте Онлайнинспекция.рф. Данный портал содержит пошаговые инструкции, памятки, образцы документов и обращений по всем аспектам трудового законодательства. По фактам уклонения работодателя от уплаты налогов можно направить обращение в налоговый орган по месту нахождения организации или ИП, либо в правоохранительные органы.

В целях обеспечения поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней постановлением Правительства Новгородской области от 07.08.2024 № 356 создана Межведомственная комиссия Новгородской области по противодействию нелегальной занятости, а также рабочие группы комиссии при Администрациях муниципальных округов Новгородской области. УФНС России по Новгородской области принимает участие в заседаниях комиссий и рабочих групп и активно ведет работу по легализации доходов, выплачиваемых работодателями в пользу работников.

На заседаниях рассматриваются следующие ситуации:

- осуществление трудовой деятельности с нарушением установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений;

- наличие фактов выплаты заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени, ниже минимального размера оплаты труда;

- подмена трудовых отношений при взаимодействии с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

За период 2024 – 2025 годов проведено 54 заседания рабочих групп, на которые были приглашены 366 работодателей (налоговых агентов), в том числе: по вопросам низкой заработной платы работников - 299; легализации трудовых отношений - 43; по взаимодействию с самозанятыми - 23. В результате 88 работодателей в 2025 году увеличили начисления по НДФЛ на 6 млн руб., по страховым взносам  - на 40,1 млн руб., 33 налоговых агента легализовали трудовые отношения с 330 работниками.

В УФНС России по Новгородской области подведены итоги контрольной работы    

за 1 полугодие 2025 года 

В 1 полугодии 2025 года специалистами УФНС России по Новгородской области проведено 5 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. По итогам ВНП (результативность проверок  - 100 %) дополнительно начислено в бюджет 2,1 млрд рублей.

В ходе ВНП выявлены факты формального документооборота с участием «технических» компаний, выразившиеся в уменьшения налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности фактов) организации.

В 1 полугодии 2025 года судебными органами рассматривались по существу два уголовных дела, возбужденных правоохранительными органами по результатам ВНП. Также в 1 полугодии 2025 года после рассмотрения в суде уголовных дел, возбужденных по результатам ВНП, вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде принудительных работ в отношении должностных лиц двух организаций.

В рассматриваемом периоде в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей проведено 87 проверок соблюдения валютного законодательства, по результатам которых составлен 271 протокол об административном правонарушении. Вынесено 84 постановления о назначении административного наказания, сумма предъявленных штрафных санкций составила 583,2 тыс. рублей. Выявлены нарушения в части осуществления субъектами незаконных валютных операций, непредставления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушения установленного порядка и срока представления отчетов о движении денежных средств по счету (вкладу), уведомлений об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и др.

По данным налоговой отчетности в 1 полугодии 2025 года должностными лицами Управления проведено  93,5 тыс. камеральных налоговых проверок (КНП), в том числе: 6 тыс. проверок по налогу на прибыль, акцизам, НДПИ; 31,6 тыс. проверок расчетов налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом; 27,1 тыс. проверок расчетов по страховым взносам; 14,3 тыс. проверок по специальным налоговым режимам; 2,2 тыс. проверок по налогу на имущество организаций; 7,8 тыс. проверок деклараций по НДС.   

Нарушения установлены в ходе 2,7 тыс. КНП, дополнительно начислено в бюджет 103 млн рублей.

Основные нарушения, выявляемые в ходе КНП: непредставление или представление налоговых деклараций (расчетов) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока; неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы (завышение сумм уплаченных страховых взносов, сумм прямых расходов, нарушение порядка оценки стоимости добытых полезных ископаемых, отсутствие положительного сальдо ЕНС на момент представления уточненной налоговой декларации); неправомерное применение налоговых вычетов; нарушение налоговым агентом срока перечисления удержанного налога; представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения; представление налоговому органу документов с нарушением установленного срока; неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога налоговым агентом.

По результатам 94 КНП обоснованности возмещения НДС уменьшено к возмещению НДС на сумму 50,4 млн. рублей. Причинами отказа в возмещении НДС являются применение вычетов с несформированными источником; прямые технические расхождения, которые выражаются в некорректном отражении записей по счетам фактурам в книге покупок и продаж.

 В процессе проведения КНП, в том числе после направления налоговым органом требований о представлении документов или уведомлений с требованием о предоставлении пояснений, налогоплательщиками представлено 2,2 тыс. уточненных деклараций с суммой, увеличивающей налоговые обязательства на 752,5 млн рублей.

В целом по результатам контрольно – аналитической работы при проведении мероприятий по всем направлениям камерального контроля в бюджет поступило более 227,2 млн рублей.

Продолжается проведение мероприятий налогового контроля с целью сокращения расхождений в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующих о риске занижения сумм налога. При обработке экстерриториальных расхождений установлено неправомерное заявление налоговых вычетов по НДС у 112 налогоплательщиков, состоящих на учете в иных регионах, на предполагаемую сумму нарушений в размере 256,8 млн рублей.

По результатам камеральных проверок 38,3 тыс. актуальных деклараций формы 3-НДФЛ, представленных физическими лицами в 2025 году, доначислено в бюджет 6,2 млн руб., отказано в возврате НДФЛ на сумму 24,6 млн рублей. Основными нарушениями по данному направлению являются: несвоевременное представление налоговых деклараций, неправомерно заявленные налоговые вычеты (имущественные, социальные, инвестиционные, профессиональные), непредставление деклараций или занижение налогооблагаемой базы в отношении доходов, полученных от дарения или продажи недвижимого имущества (менее 70 % от кадастровой стоимости проданного имущества).

В рамках контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) в рассматриваемый период Управлением проводились мероприятия, направленные на профилактику рисков - объявление предостережения, профилактический визит.

В результате контрольных мероприятий в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц объявлено 144 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства о применении ККТ, проведено 45 профилактических визитов по вопросам порядка применения ККТ. Выявленные нарушения: отсутствие регистрации ККТ в налоговом органе, неприменение ККТ, невыдача или некорректная выдача чеков, применение несертифицированного или устаревшего программного обеспечения ККТ.

Кроме того, проведены 403 контрольные закупки, выявившие 364 случая неприменения ККТ, 39 случаев нарушения порядка и правил применения ККТ. Результативность проверок составила 100%, сумма штрафных санкций – более 1,7 млн рублей.

 Незаконное получение статуса ИП влечет налоговые риски

Процедура регистрации физического лица в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, который устанавливает порядок регистрации, сроки и требования к документам, необходимым для регистрации, а также основания для отказа в регистрации и исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Основные способы незаконного получения статуса ИП:

- регистрация по утерянным или похищенным документам без ведома их владельца;

- регистрация через подставных лиц, которые за вознаграждение предоставляют свои персональные данные.

Незаконная регистрация в качестве ИП влечет за собой значительные налоговые риски для лиц, на которых оформлен указанный статус. Эти действия обусловлены противоправными целями экономического характера: уклонением от уплаты налогов путем использования схем дробления бизнеса для незаконного применения специальных налоговых режимов; получением необоснованных налоговых вычетов, в том числе по НДС; сокрытием имущества от взыскания кредиторами; созданием фиктивных участников государственных закупок.

Для физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП без их ведома, основные риски таковы:

- начисление налоговых обязательств, включая налоги, пени и штрафы, за деятельность, которую они фактически не осуществляли;

- включение в реестр недобросовестных налогоплательщиков, что может затруднить получение кредитов, участие в государственных закупках и т. д.;

- привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, которые они не совершали;

- необходимость доказывания своей непричастности к предпринимательской деятельности, осуществляемой от их имени.

Основные риски для лиц, использующих незаконно полученный статус ИП для противоправных целей, следующие:

- доначисление налогов, пеней и штрафов за уклонение от уплаты налогов;

- привлечение к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в ЕГРИП;

- привлечение к уголовной ответственности по статьям 198, 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов;

- привлечение к уголовной ответственности по статьям 173.1 и 173.2 УК РФ за незаконную государственную регистрацию физического лица в качестве ИП через подставных лиц и незаконное использование документов для этих целей (Федеральный закон от 24.06.2025 № 172-ФЗ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 24.06.2025 № 172-ФЗ в статью 173.1 УК РФ, государственная регистрация физического лица в качестве ИП через подставных лиц либо представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и ИП, данных, повлекшее внесение в ЕГРИП сведений о подставных лицах, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Под подставными лицами при этом понимаются лица, которые являются ИП только номинально, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРИП сведений о подставном лице, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (ст. 173.2 УК РФ).

Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРИП сведений о подставном лице, наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике